Студенты СПбГУ прошли клиническую практику в Национальном парке «Русский Север»

Студенты магистратуры образовательной программы «Геоэкология: мониторинг, природопользование и экологическая безопасность» Санкт-Петербургского государственного университета успешно завершили клиническую практику в ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» (Вологодская область).

Для проведения исследований были привлечены магистранты 1 курса Мария Бачурина, Анна Касаткина и Жозеф Лутете под руководством старшего преподавателя кафедры геоэкологии Ивана Недбаева. Они провели рекогносцировочные работы на выбранных репрезентативных площадях, исследовали почвы и местную растительность.

Почвы национального парка относятся к числу молодых образований. Их абсолютный возраст определяется временем, прошедшим после дегляциации территории и освобождения ее из-под уровня приледниковых водоемов. В ходе практики полевой группой было выполнено 12 почвенных разрезов. Описания почвенных разрезов, подготовленные для отчета, содержат детальное описание исследованных почв. Были идентифицированы следующие типы почв: серогумусовая, подбур, торфяно-эвтрофный, агрогумусовый, олиготрофный, дерново-глеевый.

Для исследования растительных сообществ была выбрана территория горы Сандыревой. В ходе наблюдений на 21 репрезентативной площади были выделены следующие растительные сообщества: луг тимофевко-крапивно-ежовый, березово-сосново-костянико-зеленомошное, березово-осиново-хвощево-зеленомошное, хвощово-крапивно-ежовое, сосново-ольхово-шиповниковое-кислично-зеленомошное, васильково-ежово-ейниковое, рябиново-ольхово-шиповниковое-зеленомошное, елово-сосново-березовое-бруснично-чернично-зеленомошное, елово-кислично-зеленомошное, елово-елово-хвощево-кислично-зеленомошное, ольхово-крапивно-кислично-зеленомошное, суходольный луг с подростом сосны, ели, березы, можжевельника и ивы.

Полученные данные будут переданы природному парку и использованы для дальнейшего анализа и планирования мероприятий по охране природной среды в парке, в особенности, направленных на сохранение и преумножение редких видов животных и растений.

Руководитель практики, старший преподаватель кафедры геоэкологии Иван Сергеевич Недбаев подробно рассказал сайту Института наук о Земле о сотрудничестве Санкт-Петербургского государственного университета и национального парка «Русский Север», а также о том, зачем студентам-экологам нужны практики.

- Иван Сергеевич, расскажите, пожалуйста, об исследованиях в рамках производственной практики в национальном парке «Русский Север».

- Производственная практика студентов магистратуры образовательной программы «Геоэкология: мониторинг, природопользование и экологическая безопасность» СПбГУ в ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» была организована благодаря сотрудничеству Экологической клиники СПбГУ и национального парка. В ходе практики студенты проводили исследования почв и растительности национального парка. И здесь мы можем наблюдать взаимовыгодное сотрудничество. Студенты СПбГУ получают возможность познакомиться с ещё одной особо охраняемой территорией и отработать навыки полевой работы. Национальный парк же, в свою очередь, получает инициативную команду исполнителей, которые могут проводить исследовательские работы, участвуя в плановом мониторинге необходимых парку показателей.

 - Какие цели и задачи ставились перед студентами исследователями в ходе практики?

- Основной целью на практике было изучение почвенных условий на пробных площадях, где обитают редкие виды растений и животных (краснокнижные виды). Поэтому, в основном, были заложены почвенные разрезы и была дана характеристика почвенного покрова территории. Однако в дополнение к этому студенты поучаствовали в картировании растительных сообществ на местности. Надеюсь, что все студенты получили необходимый полевой опыт, который может пригодиться в их будущей профессиональной деятельности.

- Какие виды исследований проводились студентами магистратуры программы «Геоэкология: мониторинг, природопользование и экологическая безопасность» в рамках их практики?

- Основных видов исследований два: исследование почв и растительности. Чтобы оценить почвенное многообразие было заложено 11 почвенных разрезов, причём каждый разрез был привязан к местообитанию конкретного краснокнижного вида. Картирование растительности происходило на основании доминантных видов в растительных сообществах. Данная работа была необходима, так как в Вологодской области наблюдается любопытная ситуация: зарастание бывших площадок по добыче известняка приводит к утере редких видов растений. Поэтому нас попросили оценить зарастание одного природного объекта – Сандырёвой горы.

- Какие растительные сообщества были выделены в ходе исследования?

- В основном, там встречаются сообщества типичные для лесов и полей Северо-Запада России (ольхово-берёзовые, сосновные, еловые леса, суходольные луга), поэтому здесь студентам было работать привычно. Главным отличием, конечно, выступал травяно-кустарничковый ярус. На удивление нередки были сообщества, где крапива выходила в доминанты, и там, конечно, студенты могли испытать на себе непростую долю эколога.

- Каким образом полученные данные будут использованы для планирования мероприятий по охране природной среды в парке?

- Наша задача была собрать полевой материал и провести первичную обработку данных. Далее уже подробно их будет изучать национальный парк и делать выводы для будущего планирования мероприятий. Как я уже сказал, ключевой упор был сделан на местообитания растений и животных, включённых в Красные Книги (федеральную и региональную), поэтому следующие логичные шаги по применению собранного материала – это поиск по почвенным условиям новых возможных мест нахождения краснокнижных видов, а также контроль и управление почвенными ресурсами так, чтобы не происходила утеря ценных видов.

- Почему важно развивать сотрудничество между Санкт-Петербургским государственным университетом и национальным парком «Русский Север»?

- Это сотрудничество позволяет объединить усилия в области научных исследований, обмена опытом и знаниями, а также способствует сохранению уникальных природных территорий России. Студенты получают возможность практического применения своих знаний и активного участия в охране окружающей среды.

- Какие преимущества и возможности получают студенты, участвуя в таких исследовательских проектах?

- Участие студентов в таких исследовательских проектах дает им множество преимуществ и возможностей. Во-первых, они получают ценный опыт работы в реальных условиях совместно с экспертами. Во-вторых, студенты имеют возможность расширить свои знания в области геоэкологии, мониторинга и природоохранной деятельности. Также такие проекты способствуют развитию навыков командной работы, аналитического мышления и принятия решений.

- Какие планы на будущее есть у Института Наук о Земле СПбГУ и национального парка «Русский Север» в сфере сотрудничества и охраны природной среды?

- Я думаю, что на следующий год мы точно снова отправимся в национальный парк на практику. Среди планов на будущее есть два основных: увеличивать количество преподавателей и студентов, которые могут проходить практику в «Русском Севере», а также развивать какую-то новую тематику для национального парка, предложенную СПбГУ. Дело в том, что на прошедшей производственной практике мы только заложили основы нашего сотрудничества, наметили векторы дальнейшего движения и пришло осознание, что сотрудничество особо охраняемых территорий с классическим университетом, коим является СПбГУ, является потенциально очень перспективным. Надеюсь, всё получится!

См. также: