Директор Института наук о Земле выступил на Алтайском экологическом форуме-2021

Директор Института наук о Земле Кирилл Чистяков выступил с приветственной речью на Алтайском экологическом форуме-2021:

«Уважаемые участники Алтайского экологического форума! Я благодарен за приглашение выступить здесь, так как Алтай для меня не является абстрактным понятием. С этим регионом связана большая часть моей жизни. Я приветствую участников форума как действующий ученый, директор Института наук о Земле СПбГУ. Специалисты нашего Института по-прежнему ежегодно работают на Алтае. Эта традиция зародилась очень давно. Мой учитель и друг — Юрий Петрович Селиверстов, который был президентом Русского географического общества в начале 2000-х годов, начинал как геолог с проведения экспедиций на Алтае на рубеже 50-60 годов прошлого столетия. С тех пор присутствие геологов и географов с далеких берегов Невы, где я сейчас нахожусь, на Алтае является постоянным.

Я рад участвовать в форуме и как вице-президент Русского географического общества. Ежегодно есть проекты РГО, которые связаны с Алтаем. Я уверен, что это будет продолжаться и дальше. Алтай, конечно, — это удивительное место, которое приковывает к себе. Я впервые оказался на Алтае в начале 1980-х годов еще будучи студентом географического факультета Ленинградского государственного университета. К тому времени я уже считал себя достаточно опытным в науке о горах человеком, за плечами у меня были интересные экспедиции на Кавказ и в других горные регионы. Но так получилось, что, раз попав в сферу притяжения Алтая, я так и не могу расстаться с этой территорией. Алтай — это часть души любого человека, который побывал там не только в экскурсионных целях, но и вложил в эту территорию свои силы для того, чтобы что-то построить или получить новые знания. Я должен сказать, что алтайская тематика будоражила общественность с момента появления самого термина «экология» в нашей стране. Случилось это относительно недавно. Я учился и закончил в ЛГУ географический факультет. А уже в 1986 году он был переименован в факультет географии и геоэкологии. Это был своего рода маркер проникновения в нашу страну экологической проблематики и экологической терминологии. Но еще до 1986 года в нашей отечественной географической науке, гидрометеорологии и биологии существовали серьезные наработки, которые были направлены на цели сбережения природы и охраны окружающей среды.  Тогда часто говорили об активном воздействии человека на окружающую среду. И именно эта проблема на примере Алтая в 1980-е годы стала одним из первых катализаторов развития общественного мнения в Советском Союзе в части экологической проблематики.

В 1989 году, когда я уже был свежеиспеченным и самонадеянным кандидатом наук, меня пригласили в качестве эксперта поучаствовать в общественной дискуссии в Ленинградском дворце молодежи, где обсуждался вопрос создания каскада Катунской ГЭС. Я впервые тогда столкнулся с тем, насколько может быть разнообразен диапазон мнений о том, как необходимо обустраивать свою территорию, свою малую родину.  И это разнообразие оказалось пугающим, поскольку для меня, как для представителя естественных наук, привыкшего к количественным оценкам: картам, схемам, диаграммам и т.д. — многие аргументы, высказываемые участниками дискуссии, казались иррациональными и ложными. Что только не звучало в той дискуссии. Например, якобы сразу после создания этой ГЭС должно было начаться извержение вулкана прямо около Горно-Алтайска. Понятно, что данное заявление было из области абсолютной фантастики. Но это действовало на слушателей и обсуждалось вполне серьезно. Интересно, что данный аргумент в итоге сыграл рациональную роль, потому что от проекта создания каскада ГЭС, который был совсем не нужен территории, все-таки отказались. Но мне, как ученому, хотелось бы, чтобы подобные задачи решались на твердой рациональной основе, на базе научных исследований. Должен сказать, что ситуация, которую я обрисовал применительно к концу 1980-х годов воспроизводится и поныне. Мне очень часто приходится вступать в различного рода дискуссии, я постоянно присутствую на заседаниях общественного совета Министерства природных ресурсов Российской Федерации и вижу, что часто ожесточенность дискуссий и их несбалансированность связаны с отсутствием глубокого понимания природы регионов, в которых мы живем.

Алтай — это эталонная территория, модельная территория, где работают многие десятилетия ученые из разных научных центров. Я уже сказал про специалистов из своего родного города на Неве, но на Алтае ежегодно бывают и экспедиции из Москвы, Барнаула, Новосибирска, Томска и т.д. Огромное количество международных проектов также связано с изучением Алтая, потому что территория этого региона удивительно разнообразна в ландшафтном отношении. Здесь есть и горные оледенения, которыми я занимался долгие десятилетия, есть тундра, тайга, степь, есть песчаные массивы, есть удивительные по красоте реки. На Алтае сложилась система, которая позволяет надеяться на сбалансированное использование территории для сохранения ее богатств. Люди, которые живут в этом регионе, все-таки стремятся пользоваться благами современной цивилизации, и, мне кажется, что это желание должно быть в центре внимания, поскольку жизнь на Алтае меняется очень быстро. Я застал в своей экспедиционной алтайской практике еще то время, когда не была асфальтирована Федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт». И путешествие по этому пути представляло известную сложность, даже своего рода испытание или аттракцион. Теперь же мы на современных машинах легко проносимся через весь Алтай. Тем не менее иногда наличие благ начинает беспокоить общественность, потому что даже непромышленная территория, например, туристско-рекреационная зона, способна нарушить баланс ландшафта, который складывался на протяжении веков.

Мы часто думаем о глубинных районах Алтая как об абсолютных заповедных и нетронутых частях природы Евразии. Но на самом деле многие из этих ландшафтов являются результатом сотворчества человека и природы. Если мы устраним человека из этой конструкции, привычные ландшафты степей могут начать трансформироваться во что-то иное. Поэтому я хочу подчеркнуть важность разграничения разных групп аргументов в дискуссии об экологии Алтая.

Давайте попытаемся не смешивать сакрально-научное и бизнес. Необходимо дать возможность ученым делать свои выводы и прогнозировать, как будет меняться природа в ближайшее время из-за глобального потепления и изменения системы ведения хозяйства. Но также необходимо предоставить бизнесменам возможность производить товары и  услуги, которые будут выгодны для экономики региона.

Давайте для себя примем решение, что мы хотим видеть на Алтае: застывший заповедник, территорию опережающего развития или баланс между этими элементами. Мне кажется, чтобы такая дискуссия дала конструктивные результаты, нужно на самом Алтае создавать площадку для обсуждения этих проблем. Я считаю, что такой центр будет востребован и Алтаем, и всей нашей стороной. И это поможет дальнейшему развитию региона. Спасибо за внимание!»

В рамках Алтайского Экологического Форума рассматриваются вопросы о практическом внедрении зеленых технологий в промышленный сектор, развитии экотуризма, сохранении уникальной природы и лесного массива Горного Алтая, пересмотре потребительского отношения к природным богатствам, развитии программ декарбонизации и моделировании ноосферы будущего, а также о привлечении человеческого капитала и формировании правильного комьюнити вокруг региона будут говорить представители крупнейших научных организаций России, компаний промышленного сектора, строительной и экологической отрасли. К участию в мероприятии приглашены представители федеральных органов власти, топ-менеджеры крупнейших российских и международных корпораций, эксперты, общественные деятели, политики, руководители Республики Алтай и соседних регионов.