► Программа вступительных испытания
Цель программы – подготовка высококвалифицированных исследователей для российских и международных университетов и научных учреждений, частных и государственных компаний, связанных с решением проблем почвоведения, рационального земле- и природопользования, охраны окружающей среды.
- Задача образовательной программы «Почвоведение» – подготовка преподавателей и исследователей, обладающих профессиональными компетенциями в области почвоведения.
- Программа нацелена на развитие у обучающихся способностей к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
- Программа предусматривает творческое раскрытие способности проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.
- Программа ориентирована на развитие способности самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области почвоведения с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий; на подготовку к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования; на участие в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач; на готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на русском и иностранном языках
Ключевые моменты
- сочетание широкого фундаментального естественно-научного образования с индивидуальным подходом к обучению каждого аспиранта;
- взаимодействие с ведущими специалистами научных центров Санкт-Петербурга, России и зарубежья;
- широкие возможности поездок в регионы РФ, страны СНГ и страны дальнего зарубежья, в том числе в составе исследовательских экспедиций;
- свободный доступ к современной научной и технической информации, в том числе к публикациям ведущих международных научных издательств, обеспеченный богатейшими информационными ресурсами СПбГУ, который позволяет аспирантам полноценно использовать время для самостоятельной работы и подготовить ВКР и кандидатскую диссертацию высокого уровня;
- возможность, с учетом особенности современного рынка не просто освоить профессию, востребованную на рынке труда, но и занимать впоследствии руководящие должности в бизнес-структурах, органах государственного управления, проектных и исследовательских организациях;
- овладение современными высокотехнологичными методами исследования на базе лабораторий и ресурсных центров Научного парка СПбГУ;
- владение профессиональным английским языком и умение решать проблемы территориальной организации общества, взаимодействия природы и человека, регионального прогнозирования и проектирования с эколого-географических позиций позволяют выпускникам успешно конкурировать на международном рынке труда;
- активное участие в конференциях, семинарах, симпозиумах, в том числе в ежегодных Докучаевских молодежных чтениях с публикацией докладов в регулярном издании «Материалы по изучению русских почв»;
- участие в научно-исследовательской и проектной деятельности, поддерживаемой российскими и международными грантами, и публикация результатов исследований в ведущих российских и международных журналах.
Выпускник аспирантуры может защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических, химических или сельскохозяйственных наук. Санкт-Петербургский государственный университет имеет право проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством.
Учебные планы аспирантов включают в себя три раздела: общий, специальный и индивидуальный. Первый из них содержит обязательные для всех обучающихся курсы, обеспечивающие подготовку к кандидатским экзаменам по истории и философии науки, иностранному языку. Вторая компонента отражает профилизацию аспиранта в определенных областях почвоведения и смежных дисциплинах. Третья – это дисциплины для формирования индивидуальной образовательной траектории.
Учебный план 2020 года поступления
Основные учебные курсы
- Методы математического моделирования
- Охрана и использование почв в современном законодательстве
- Реферативная база данных почвенных ресурсов
- Гуминовые вещества в биосфере
- Эволюция почв и ландшафтов в плейстоцене и голоцене
- Почвоведение
Подготовку аспирантов ведут профессора и доценты СПбГУ, наиболее активно развивающие научные исследования и дополняющие современные теоретические знания собственными результатами.
Особое место в подготовке занимает работа над выпускной квалификационной работой аспиранта. Темы работы тесно увязываются с текущими научными разработками сотрудников СПбГУ или других организаций. Они могут быть предоставлены и самими аспирантами, исходя из предшествующего опыта или перспектив последующей деятельности. По окончании аспирантуры при успешной защите выпускной квалификационной работы выпускнику присваивается квалификация: «исследователь, преподаватель-исследователь».
Практикуются стажировки в отечественных и зарубежных университетах и научных учреждениях, а также конкурсы для получения государственных и других именных стипендий и грантов.
Ресурсные возможности для научно-исследовательской деятельности
Научно-исследовательские и ресурсные центры, научные лаборатории:
- 6,9 млн печатных изданий и электронная подписка в библиотеке имени М. Горького
- Возможности международного научно-исследовательского обмена
- Аналитический ресурсный центр «Рентгенодифракционные методы исследования» космических и геоинформационных технологий
- Обсерватория экологической безопасности
- Образовательный ресурсный центр микроскопии и микроанализа
- Образовательный ресурсный центр по направлению «Химия»
- Геомодель
- Учебно-научная лаборатория биохимии почв
- Учебно-научная лаборатория географии и генезиса почв
Академические партнеры:
- Почвенный институт им. В. В. Докучаева РАН
- Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева РАН
- Агрофизический институт им. А. Ф. Иоффе РАН
- Ботанический институт имени В. Л. Комарова РАН
- Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН.
- Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии РАН