Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Почвоведение»

Программа вступительных испытания

Цель программы – подготовка высококвалифицированных исследователей для российских и международных университетов и научных учреждений, частных и государственных компаний, связанных с решением проблем почвоведения, рационального земле- и природопользования, охраны окружающей среды.

  • Задача образовательной программы «Почвоведение» – подготовка преподавателей и исследователей, обладающих профессиональными компетенциями в области почвоведения.
  • Программа нацелена на развитие у обучающихся способностей к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
  • Программа предусматривает творческое раскрытие способности проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.
  • Программа ориентирована на развитие способности самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области почвоведения с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий; на подготовку к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования; на участие в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач; на готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на русском и иностранном языках

Ключевые моменты

  • сочетание широкого фундаментального естественно-научного образования с индивидуальным подходом к обучению каждого аспиранта;
  • взаимодействие с ведущими специалистами научных центров Санкт-Петербурга, России и зарубежья;
  • широкие возможности поездок в регионы РФ, страны СНГ и страны дальнего зарубежья, в том числе в составе исследовательских экспедиций;
  • свободный доступ к современной научной и технической информации, в том числе к публикациям ведущих международных научных издательств, обеспеченный богатейшими информационными ресурсами СПбГУ, который позволяет аспирантам полноценно использовать время для самостоятельной работы и подготовить ВКР и кандидатскую диссертацию высокого уровня;
  • возможность, с учетом особенности современного рынка не просто освоить профессию, востребованную на рынке труда, но и занимать впоследствии руководящие должности в бизнес-структурах, органах государственного управления, проектных и исследовательских организациях;
  • овладение современными высокотехнологичными методами исследования на базе лабораторий и ресурсных центров Научного парка СПбГУ;
  • владение профессиональным английским языком и умение решать проблемы территориальной организации общества, взаимодействия природы и человека, регионального прогнозирования и проектирования с эколого-географических позиций позволяют выпускникам успешно конкурировать на международном рынке труда;
  • активное участие в конференциях, семинарах, симпозиумах, в том числе в ежегодных Докучаевских молодежных чтениях с публикацией докладов в регулярном издании «Материалы по изучению русских почв»;
  • участие в научно-исследовательской и проектной деятельности, поддерживаемой российскими и международными грантами, и публикация результатов исследований в ведущих российских и международных журналах.

Выпускник аспирантуры может защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических, химических или сельскохозяйственных наук. Санкт-Петербургский государственный университет имеет право проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством. 

Учебные планы аспирантов включают в себя три раздела: общий, специальный и индивидуальный. Первый из них содержит обязательные для всех обучающихся курсы, обеспечивающие подготовку к кандидатским экзаменам по истории и философии науки, иностранному языку. Вторая компонента отражает профилизацию аспиранта в определенных областях почвоведения и смежных дисциплинах. Третья – это дисциплины для формирования индивидуальной образовательной траектории.

Учебный план 2020 года поступления

Основные учебные курсы

  • Методы математического моделирования
  • Охрана и использование почв в современном законодательстве
  • Реферативная база данных почвенных ресурсов
  • Гуминовые вещества в биосфере
  • Эволюция почв и ландшафтов в плейстоцене и голоцене
  • Почвоведение

Подготовку аспирантов ведут профессора и доценты СПбГУ, наиболее активно развивающие научные исследования и дополняющие современные теоретические знания собственными результатами.

Особое место в подготовке занимает работа над выпускной квалификационной работой аспиранта. Темы работы тесно увязываются с текущими научными разработками сотрудников СПбГУ или других организаций. Они могут быть предоставлены и самими аспирантами, исходя из предшествующего опыта или перспектив последующей деятельности. По окончании аспирантуры при успешной защите выпускной квалификационной работы выпускнику присваивается квалификация: «исследователь, преподаватель-исследователь».

Практикуются стажировки в отечественных и зарубежных университетах и научных учреждениях, а также конкурсы для получения государственных и других именных стипендий и грантов. 

Ресурсные возможности для научно-исследовательской деятельности 

Научно-исследовательские и ресурсные центры, научные лаборатории:

  • 6,9 млн печатных изданий и электронная подписка в библиотеке имени М. Горького
  • Возможности международного научно-исследовательского обмена
  • Аналитический ресурсный центр «Рентгенодифракционные методы исследования» космических и геоинформационных технологий
  • Обсерватория экологической безопасности
  • Образовательный ресурсный центр микроскопии и микроанализа
  • Образовательный ресурсный центр по направлению «Химия»
  • Геомодель
  • Учебно-научная лаборатория биохимии почв
  • Учебно-научная лаборатория географии и генезиса почв

Академические партнеры:

  • Почвенный институт им. В. В. Докучаева РАН
  • Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева РАН
  • Агрофизический институт им. А. Ф. Иоффе РАН
  • Ботанический институт имени В. Л. Комарова РАН
  • Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН.
  • Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии РАН