Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров аспирантуре «География»

► Программа вступительных испытания:

Основная образовательная программа «География» дает широкие возможности в сочетании фундаментального географического образования с индивидуальным подходом к обучению каждого обучающегося. Взаимодействие с ведущими специалистами научных центров Санкт-Петербурга, России и зарубежья, свободный доступ к современной научной и технической информации, в том числе к публикациям ведущих международных научных издательств, обеспеченный богатейшими информационными ресурсами СПбГУ позволяет обучающимся полноценно использовать время для самостоятельной работы и подготовить выпускную квалификационную работу высокого уровня. Обучающимся предоставлены широкие возможности путешествий в интереснейшие уголки России и мира в составе исследовательских экспедиций, овладение современными высокотехнологичными методами исследования на базе лабораторий и ресурсных центров Научного парка СПбГУ. Владение профессиональным английским языком способствует активному участию в конференциях, семинарах, симпозиумах, проходящих в России и за рубежом. Умение ставить и решать научные задачи в области географических наук позволяет выпускникам успешно конкурировать на международном рынке труда, участвовать в научно-исследовательской и проектной деятельности, поддерживаемой российскими и международными грантами, публиковать результаты исследований в ведущих российских и международных журналах.

Ключевые моменты

  • сочетание широкого фундаментального географического образования с индивидуальным подходом к обучению каждого аспиранта;
  • взаимодействие с ведущими специалистами научных центров Санкт-Петербурга, России и зарубежья;
  • широкие возможности путешествий в регионы РФ, страны СНГ и страны дальнего зарубежья, в том числе в составе исследовательских экспедиций, например, в международных полярных экспедициях ААНИИ. Аспиранты программы принимают участие в комплексных исследованиях дельты реки Лены, полуострова Таймыр и Соловецких островов с целью восстановления палеогеографических обстановок прошлого и прогноза развития природной среды российской Арктики в будущем;
  • свободный доступ к современной научной и технической информации, в том числе к публикациям ведущих международных научных издательств, информационные ресурсы СПбГУ позволяют аспирантам полноценно использовать время для самостоятельной работы и подготовить кандидатскую диссертацию высокого уровня;
  • программа учитывает особенности современного рынка и позволяет не просто освоить профессию, востребованную на рынке труда, но и занимать впоследствии руководящие должности в бизнес- структурах, органах государственного управления, проектных и исследовательских организациях, занимающихся решением задач территориального управления и развития, природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического менеджмента и аудита;
  • овладение современными высокотехнологичными методами исследования на базе лабораторий и ресурсных центров Научного парка СПбГУ;
  • владение профессиональным английским языком и умение решать проблемы территориальной организации общества, взаимодействия природы и человека, регионального прогнозирования и проектирования с эколого-географических позиций, что позволяют выпускникам успешно конкурировать на международном рынке труда;
  • участие в конференциях, семинарах, симпозиумах, в том числе в ежегодном Большом географическом фестивале;
  • участие в научно-исследовательской и проектной деятельности, поддерживаемой российскими и международными грантами, и публикация результатов исследований в ведущих российских и международных журналах;
  • многолетнее партнерство с Русским географическим обществом.

Выпускник аспирантуры может защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата географических наук. Санкт-Петербургский государственный университет имеет право проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством.

Квалификация выпускников и перспективы защиты

► Квалификация: исследователь,преподаватель-исследователь

► Итоговая аттестация: защита выпускной квалификационной работы

Возможность защиты кандидатской диссертации на степень кандидата наук в диссертационном совете СПбГУ по научным специальностям:

  • 25.00.23 – Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов
  • 25.00.24 – Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география
  • 25.00.25 – Геоморфология и эволюционная география
  • 25.00.26 – Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
  • 25.00.27– Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия
  • 25.00.28 – Океанология
  • 25.00.30 – Метеорология, климатология, агрометеорология
  • 25.00.32 – Геодезия
  • 25.00.33 – Картография
  • 25.00.34 – Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия
  • 25.00.35 – Геоинформатика
  • 25.00.36 – Геоэкологи

Учебные планы аспирантов включают в себя три раздела: общий, специальный и индивидуальный. Первый из них содержит обязательные для всех обучающихся курсы, обеспечивающие подготовку к кандидатским экзаменам по истории и философии науки, иностранному языку. Вторая компонента отражает профилизацию аспиранта в определенных областях географии, геоэкологии и смежных дисциплинах. Третья – это дисциплины для формирования индивидуальной образовательной траектории.

Учебный план 2020 года поступления

Основные учебные курсы:

  • Физическая география, биогеография, география почв и геохимия ландшафтов
  • Геоморфология и эволюционная география
  • Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география
  • Геоэкология
  • Картография
  • Геоинформатика
  • Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия
  • Метеорология, климатология, агрометеорология
  • Океанология
  • Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

Подготовку аспирантов ведут профессора и доценты СПбГУ, наиболее активно развивающие научные исследования и дополняющие современные теоретические знания собственными результатами.

Особое место в подготовке занимает работа над выпускной квалификационной работой аспиранта. Темы работы тесно увязываются с текущими научными разработками сотрудников Института или других организаций. Они могут быть предоставлены и самими аспирантами, исходя из предшествующего опыта или перспектив последующей деятельности. По окончании аспирантуры при успешной защите выпускной квалификационной работы выпускнику присваивается квалификация: «исследователь, преподаватель-исследователь».

Практикуется обучение и проведение научно-исследовательских работ в ведущих университетах и крупных научно-исследовательских центрах за рубежом. Обучающиеся могут принять участие в международных программах академической мобильности (Campus Europae, Santander University, Erasmus Mundus External Cooperation Window, Finnish-Russian Cross-Border University, Finnish-Russian student exchange programme), международных стипендиальных программах и грантах (DAAD, Ford).

Проекты и гранты

  • Участие в научно-исследовательской и проектной деятельности, поддерживаемой российскими и международными грантами: РНФ, РФФИ, РФФИ мол, в мероприятиях, финансируемых из средств СПбГУ.
  • 2016-2021, в рамках Соглашения о сотрудничестве в области морских и полярных исследований между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральным министерством образования и научных исследований Федеративной республики Германия, Проект 25 «ПЛОТ-Палеолимнологический тансект», с германской стороны проектом руководит профессор Мартин Меллес (университет Кельна)

Ресурсные возможности для научно-исследовательской деятельности

Научно-исследовательские и ресурсные центры, научные лаборатории:

  • Ресурсный центр «Рентгенодифракционные методы исследования»
  • Ресурсный центр космических и геоинформационных технологий
  • Обсерватория экологической безопасности
  • Образовательный ресурсный центр микроскопии и микроанализа
  • Образовательный ресурсный центр по направлению «Химия»
  • Геомодель
  • Учебно-научная лаборатория геоэкологического мониторинга
  • Лаборатория геоморфологических и палеографических исследований полярных регионов и Мирового океанf

Академические партнеры:

  • Агрофизический научно-исследовательский институт РАСХН
  • Центральный музей почвоведения имени В. В. Докучаева РАСХН
  • Почвенный институт имени В. В. Докучаева РАСХН
  • Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН
  • Институт биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН
  • Арктический и антарктический научно-исследовательский институт
  • Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени А. П. Карпинского
  • Институт географии РАН
  • Институт геоэкологии РАН
  • Институт геологии им. Е. М. Сергеева РАН
  • Институт озероведения РАН
  • Ботанический институт имени В. Л. Комарова РАН
  • Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН
  • Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН
  • Институт экологических и водных проблем Севера Карельского научного центра РАН
  • Институт океанологии имени П. П. Ширшова РАН
  • Государственный гидрологический институт
  • Институт водных проблем РАН
  • Главная геофизическая обсерватория имени А. И. Воейкова
  • Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства имени Л. С. Берга
  • Российский государственный гидрометеорологический университет
  • Тюменский научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа
  • Университеты Германии (Гамбург, Киль Бремен, Берлин, Ганновер), Норвегии, Швеции, Швейцарии, ЮАР, Бразилии, Мексики, Индии, Китая, Японии, Монголии, Киргизии, Казахстана, Белоруссии, cетевой университет БРИКС